Обучающая программа
ГИДРОРЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ, ПСИХИКИ, ПОВЕДЕНИЯ. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
42 учебных часа
Ольга
Гуляева
КУРС СОСТОИТ ИЗ ДВУХ МОДУЛЕЙ.
ПЕРВЫЙ МОДУЛЬ. Реализуется в очном формате 3 дня.
ВТОРОЙ МОДУЛЬ. Реализуется в дистанционном формате.
— Допуск для самостоятельного изучения теоретического материала осуществляется на 11 календарных дней.
Для тех, кто имеет среднее специальное или высшее образование: ФК, ФКиС, АФК, медицинское.
Рассматриваемые темы
Блок 1. ПРОБЛЕМЫ РЕЧИ И ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ(общие сведения)
1. Работа в воде при ЗРР, ЗПРР, ЗПМРР, ОНР, ФНР (бради-, тахи-, рино-, дислалии, дизартрия, дисглосия, дисфония, заикания).
2. Работа в воде при афазии и алалии (моторная, сенсорная, сенсомоторная).
3. Работа в воде при нарушениях вербальной коммуникации на фоне НС (нарушения слуха), в том числе при наличии кохлеарных аппаратов и имплантов, при синдроме Мебиуса.
4. Работа в воде при нарушениях вербальной коммуникации на фоне НЗ (нарушения зрения, в том числе в специальных очках), особенности ориентации в микро и макро пространстве (понимание своего тела и направлений движения, понимание перемещения в бассейне и помещениях акваклуба).
5. Работа в воде при нарушениях вербальной коммуникации на фоне ДЦП (влияние тонических рефлексов на речевую мускулатуру, подавление у ребёнка сосательных и других рефлекторных движений, учёт влияния на речевую моторику ребёнка врождённых примитивных двигательных автоматизмов), специальные приспособления для удержания в воде.
6. Работа в воде при ТМНР (тяжелые множественные нарушения развития).
— Влияние аномалий развития, наличия аппаратов поддержания жизнедеятельности (назогастральный зонд, гастростома, трахеостома) на возможности и качество вербальной коммуникации, разрешения к занятиям в бассейне.
7. Особенности работы в воде для формирования правильного речевого дыхания, голоса (сила и высота), тембра, интонации.
ПРАКТИКА
— тактика коммуникации, коррекция звукопроизношения в воде, профилактика критических ситуаций на воде, возможности организации занятий с помощью рисунков, макетов, плакатов, видео, карточек, игрушек;
— мимическое сопровождение, применение РЖЯ (русский жестовый язык), дактильной (пальцевой) речи, элементарных жестов;
— организация игр, игровые приемы и упражнения с помощью пиктограмм, особого инвентаря (тактильные символы — предметы) и специальных тактильных стимулов-направлений, других приемов, атрибутов, приборов при НС, НЗ, ДЦП;
— специальные упражнения с элементами артикуляционной гимнастики, с проговариванием (слово — действие), с приемами массажа и самомассажа, ИЛК (искусственная локальная контрастотермия), мимических и звуковых имитаций, конструирования, визуальных подсказок и визуального планирования;
— лого-акваджет и душ Алексеева в комплексных занятиях в бассейне.
Блок 2. ПРОБЛЕМЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ У ДЕТЕЙ (общие сведения)
1. Общие приемы работы в воде, последовательность обучения при ЗПР, УО, синдроме Ретта.
2. Типичные проблемы при ЗПР и их решение в условиях водной среды.
3. Специфическая работа в воде, цели и задачи занятий при ЗПР и УО.
— Практические примеры (игры и упражнения в воде и с водой), рекомендации по созданию специфической развивающей среды в бассейне.
4. Нейрокоррекция в ванной и бассейне, мультидисциплинарный подход и преемственность в работе с семьей.
ПРАКТИКА
— тактика первичной адаптации, коррекция поведения в воде, стимуляция познавательной активности, памяти, логического мышления и мотивации в воде;
— возможности организации занятий с помощью интеграции игр и игровых приемов с суши в воду и наоборот, с применением бытового инвентаря и сюжетных, сюжетно-ролевых игр;
— применение нейросенсорных стимулов (тренажеры и инвентарь для тренировки вестибулярных, проприоцептивных, аудиальных, зрительных и др. возможностей у ребенка в водной среде, приемы стимуляции осязательных и обонятельных рецепторов).
Блок 3. ПРОБЛЕМЫ ПОВЕДЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ У ДЕТЕЙ (общие сведения)
1. Работа в воде при СДВГ, приемы сенсорного воздействия (отягощения, игры с сопротивлением, сенсорные диеты в бассейне, игры на внимание, переключение и чередование активности, релаксации).
2. Работа в воде при РАС (атипичный аутизм, органический аутизм, синдром Аспергера, Каннера), варианты преодоления нежелательного поведения, ограничения-поощрения-системы, понимание проявления стимов, мутизма, эхолалии, автомности (говорение на «своем» языке).
3. Работа в воде при педагогической запущенности. Семейные модели воспитания, психокоррекция в воде, коррекция детско-родительских взаимоотношений (взаимодействие с семьей, психологом, психотерапевтом).
ПРАКТИКА
— тактика первичной адаптации, специфика коммуникации (зрительный и тактильный контакт), вход в воду и выход из воды;
— учет уровня понимания обращенной речи и особенностей реагирования на внешние раздражители в бассейне (освещение и блики, запахи и ощущения воды, мокрой одежды, нахождение на воде, в воде, под водой, вода во рту, звуки, соблюдение гигиенических и социальных норм и пр.);
— коррекция поведения в воде (специфичность команд, структуры занятия, подходов и приемов), профилактика критических ситуаций на воде и наглатывания воды;
— возможности организации занятий с помощью АДК (альтернативной и дополнительной коммуникации), игровые приемы на основе АВА;
— инвентарь и специальные атрибуты (картинки, карточки (в тч ПЭКС), таблицы и др.;
— особенности и специфика начального обучения плаванию детей с РАС.
1. Основные понятия и направления адаптивного плавания при нарушениях здоровья и развития в детском возрасте
2. Внеаудиторная самостоятельная работа при выполнении слушателем домашних заданий учебного и творческого характера
3. Составление конспектов, решение ситуационных задач, итоговое тестирование.
При успешной сдачи итоговой аттестации слушатель получает УДОСТОВЕРЕНИЕ О ПОВЫШЕНИИ КВАЛИФИКАЦИИ с занесением данных в ФИС ФРДО.
* Дата, время и место проведения занятий могут изменятся организаторами.